Сказки о животных

Имел хозяин пса. Назывался пес Терк. Он через всей свой век назад хозяину верно служил, но к старости уже не мог..

Народная сказка

Народная сказка. Устное творчество каждого народа богата и разнообразна. Популярным и любимым жанром среди детей сказка..

Гадание

Гадание - это система словесно-обрядовых действий, в основе которых лежит вера в связь людей с потусторонним миром.

Образы фольклора

Все образы фольклора (и положительные, и отрицательные) является воплощением или олицетворением определенных сил.

Украинская демонология: народные верования и церковные каноны

07-05-2020

Украинская демонология имеет давние корни, ей присуще разнообразие образов и сюжетов - разные ипостаси чертей, ведьмы, домового, русалок, нимф, нявок, лешего, чугайстыра, водяного, полевика, блуда, упыря, нищеты, вурдалаков, песиголовцив и множества других; антропоморфные, зооморфные их воплощения подобное. Материалы Украинской народной демонологии, начиная с XIX века, собирали и исследовали такие выдающиеся ученые, как Зориан Доленга-Ходаковский, Иван Вагилевич, Николай Костомаров, Пантелеймон Кулиш, Яков Головацкий, Михаил Драгоманов, Павел Чубинский, Владимир Гнатюк и другие.

В конце XIX в. выдающийся украинский этнограф, фольклорист и общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН, академик АН Украины, член Пражской и Венской Академии наук Владимир Гнатюк отмечал: «Наши древние предки были учитывая веру пантеизм. Они верили, что весь мир, небо, воздух и вся земля заполнены богами и вся природа живая, полная всякого чуда, а в ней все думает и говорит наравне с людьми и богами »[3; 85-86]. Подавляющее большинство образов украинской демонологии имеет давние дохристианское происхождение, но отмечена влиянием поздних христианских верований. Ученый также отмечал влияние христианства на демонологические образы, повлекшее их почти полную ассимиляцию с христианскими: «Под влиянием христианства затирались медленно разницы между чертом, домовым, водяным, болотник, пасечником, казначеем и т.д. <...> Многие старинных обрядов и демонических фигур христианство не тыкали, только заслоняло их аналогичными своими »[3; 85-86]. Поэтому новые христианские образы стали «следствием переосмысление традиционных фольклорных: например, христианский Илья ассимилировал Перуна, Юрий или Николай - Велеса, Рождество - сатурналии, Пасха - празднование весны, Зеленые праздники - Троица - Русалии подобное. Христианство не только заменило древние статуи и храмы в Украине собственными. Письменностью, которой «владели» только монахи, оно отсек ту богатейшую фольклорную и мифологическую культуру, которая царила в него и вместе с ним, повсюду преследуя или переосмысливая народную обрядность, верования и т.д. »[5; 66-67].


Смотрите также:
 Заговор
 Народная демонология Бойковщины
 Праславяне верили в силу сказанного слова и выполненной действия
 Обряды проходили в несколько этапов
 Генезис, семантика и функционирования образов «женских» антропоморфных существ словацкой народной демонологи